Основная информация
Городок Удзи недалеко от Киото известен прежде всего самым лучшим в Японии зелёным чаем. Многочисленные кафе и ресторанчики поражают разнообразием зелёного меню. Здесь можно попробовать зелёный рис, зелёную соба (гречневые макароны), зелёные моти, зелёное мороженое, ну и зелёный чай.
Второе, чем известен городок Удзи - это храм Бёдоин, изображенный на 10-иеновой монетке. Известен благодаря храму Хоодо (Феникса).
В 998 году Фудзивара-но Митинага, один из самых влиятельных и талантливых политиков своего времени, при котором дом Фудзивара фактически стал правящим домом в стране, перестроил загородный дворец в Удзи, где он позже, уйдя на покой, предавался медитации.
Общее настроение той эпохи проникнуто печалью и грустью. С конца X в. среди буддийского духовенства, а потом и среди аристократов стала распространяться идея о скором наступлении века «конца Закона», первый год которого падал на 1052 год. Спасение было в Будде Амида, он - властитель Чистой земли, рая, давший Великий обет: вести в свою обитель всех людей. Вот почему Ёримити, сын Митинага, стремился окончить постройку такого храма именно к моменту наступления последней эры. В 1052 году он превратил дворец своего отца на берегу реки Удзи в монастырь Бёдоин - «Монастырь равенства», посвященный Будде Амида. Ёримити не случайно назвал построенный им монастырь Бёдоин, поскольку буддийские проповедники того времени утверждали, что в деле спасения «все люди равны». Нужно лишь взывать к Будде Амида: «О, Будда Амида!», и тогда возрождение в Чистой земле будет обеспечено. И на первый план в японском буддизме выступило учение Дзёдо (Чистой земли). Культ Дзёдо стал постепенно проникать и в среду аристократов, которые стали воздвигать великолепные храмы в честь Будды Амида. Одним из сохранившихся сооружений этого типа и является Амидадо в монастыре Бёдоин, который Ёримити мыслил как храм-мавзолей. Позднее Амидадо стали называть храмом Хоодо - храмом Феникса.
Главная статуя Будды Амида плоскостна и декоративна. Будда сидит в канонической позе, его колени слегка приподняты. В целом образ Будды отличается спокойной сосредоточенностью. Статуя сидящего Будды выполнена строго по принятой модели подобных изображений, но лицо Будды уже другое: перед нами явный японец. Позу изменить было нельзя, но даже это закованное в каноны искусство стало приобретать национальные черты. Сохранилось и имя мастера - это был скульптор Дзётё, сын скульптора Косё, основавшего в Киото мастерскую буддийской скульптуры.
В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайского стиля, это находит отражение и в скульптуре. Японские мастера все смелее вступают на путь самостоятельных решений. Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, с призывом к духовной утонченности нашла отражение и в архитектуре. В этом можно убедиться на примере храма Хоодо.
Название Хоодо часто переводят как зал или храм Феникса. В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо - фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель - беспредельную веру в Будду Амида.
В плане здание имеет форму фантастической птицы Феникс с двумя крыльями и хвостовой галереей. Это была иллюзия небесного дворца. Первоначально дворец был воздвигнут на острове посреди пруда. Вода, полностью окружая здание, выполняла символическую роль - очищала от всего земного.
Идеи и настроения в буддизме XI в. нашли свое отражение в удивительной композиции постройки и окружающей природы, архитектурная форма как бы растворилась в окружающей среде. Храм Феникса представляет собой небольшой прямоугольный деревянный павильон с боковыми крыльями сквозных галерей. Он увенчан высокой, грациозно изогнутой крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастической птицы Феникс. Всю тяжесть перекрытий и крыши принимают на себя парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов.
Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона. Все здание производит впечатление легкой нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.
Развитие художественного ремесла в X–XI вв., особенно лаковой росписи золотом, способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм.
В убранстве дворца широкое применение нашла резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром.
После превращения дворца в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуи с великолепным резным балдахином. Сама статуя Будды Амида была обрамлена вырезанным из дерева тонким золоченым нимбом. Стены и створки двери были расписаны: изображалось, как сходит с небес Амида, чтобы принять к себе молящегося подвижника. И художник, Такума Тамэнари, позволил себе отступление от канона - он изобразил горы и воду той местности вокруг селения Удзи, где был расположен храм.
За свою долгую историю храм Феникса часто подвергался разрушениям, но восстанавливался. Храм причислен к государственным сокровищам страны.